|
Мнения небезызвестных людей
Любовь к родине – как и всякая любовь – тема интимная и потому сложная
для публичного обсуждения, если подходить к ней без пошлости. Однако,
патриотизм, вернее - концепции патриотизма, принимаемые или не
принимаемые в обществе, являются еще и очень важным проявлением той
структуры ценностей, которой руководствуется общество. А потому
серьезный разговор о патриотизме, о том, надо ли заниматься его
воспитанием и если надо, то какого и как – необходим и практически, и
теоретически, потому что выявляемые при этом подходы свидетельствуют о
существеннейших вопросах бытования и развития общества в целом.
Подразумевает ли патриотизм исключительно прославление своего прошлого и
настоящего, или же он требует болезненного осуждения пороков и
преступлений нашего национального развития? Что может – и должно ли –
делать государство для воспитания патриотизма среди своих граждан? Как
же, наконец, понимать российскую – или русскую – нацию: как единство
этническое, языковое, религиозное или политическое?
Является ли патриотизм реальной ценностью в сегодняшнем российском
обществе? Надо ли патриотизм воспитывать? Если да, то как? На каких,
собственно, основах этот патриотизм воспитывать можно? Почему это важно?
Разговор на эти темы, неизбежно вылившийся в разговор о российской
национальной идее и нравственном состоянии сегодняшнего российского
общества, состоялся в конце августа в редакции журнала «Russia Profile”
- англоязычного аналитического издания, являющегося совместным проектом
РИА Новости и издательского дома «Independent Media».
В
круглом столе участвовали:
доктор философских наук Игорь Чубайс – автор недавно вышедшей книги
«Разгаданная Россия» и создатель курса отечествоведения, преподаваемого
в качестве эксперимента в ряде школ Калининградской области;
публицист Александр Архангельский, чья колонка в газете «Известия» под
названием «Быть патриотом» вызвала широкую дискуссию в российских СМИ;
обозреватель РИА Новости, историк Петр Романов;
протоиерей Максим Козлов – профессор Московской духовной академии,
настоятель храма св. мученицы Татианы при Московском государственном
университете.
Ниже мы приведем некоторые выдержки из этой дискуссии.
И.ЧУБАЙС: Для меня очевидно, что существует кризис патриотизма,
кризис фундаментальных ценностей. Когда мы задаем вопрос – а нужен ли
патриотизм, - это знак, на самом деле, некоторой болезни. Это знак
некоторой несостоятельности, некоторого кризиса. Причем, в кризисном
состоянии находится не только патриотизм, но и многие другие
фундаментальные ценности. Почему патриотизм нужен? Потому что человеку
нужно ориентироваться в этом мире, потому что человек не может
существовать без правил, без норм, без ориентации. В Библии сказано:
«Чти отца своего, чти мать свою», я думаю, здесь прямая аналогия. На
самом деле, нужно чтить отца не просто потому, что вот такая этика, а
потому что человек, который не может чтить своего отца, человек, который
не может чтить свою мать, у него вся жизнь будет очень сложной, очень
кризисной, у него нет фундамента. Человек, который не может испытывать
чувство патриотизма, который не может гордиться своей страной, ее
историей и так далее, он будет в очень сложном положении, у него не
будет ориентиров, а без ориентиров невозможно двигаться, все теряет
смысл, все становится бессмысленным. И, в частности, доказательством
этого служит то, что наша страна, к сожалению, является одним из лидеров
по количеству самоубийств, у нас самоубийств больше, чем убийств. И
уходят из жизни люди не потому, что им не на что жить, это, оказывается,
еще не самая страшная проблема – гораздо хуже, когда незачем жить, когда
жизнь теряет смысл. Утрата ценностей, утрата патриотизма ведет к самым
негативным последствиям. То есть, это совершенно необходимый ориентир,
без которого нельзя обойтись.
Как нам говорят, страна многонациональная, у нас больше 100
национальностей. На самом деле, ведь только в России, в Армении, в
Израиле и в Японии нация понимается биологически, по крови.
Если вы хотите узнать, какова моя национальность, то я должен сказать,
кто мой отец, мать, дедушка, бабушка и так далее. А во всех остальных
странах мира национальность – это гражданское качество, это
согражданство. Если я живу, допустим, в Америке, то не важно, я выходец
из Филиппин или из России, или из Африки – я американец В Италии, вот
недавно я смотрел, королевой красоты стала негритянка. Она – гражданка
Италии. Никого в Италии это не коробит. Да, вот у нас негритянка
королева красоты. То есть там гражданское понимание нации. Нация – это
согражданство и язык. А у нас нация – это кровь. Поэтому в нашей
ситуации выход и формирование патриотизма возможно как формирование
гражданского патриотизма. Не как любовь к русским, хотя русский…
Конечно, я считаю, всегда останутся два слова – русский и россиянин. Как
вы хотите, так себя и называйте. Сами русские вообще-то не знают, что
такое русский. Русский – это 14 разных этносов: древляне, поляне,
северяне, вятичи, кривичи, дреговичи и так далее. Они приняли
православие и стали называть себя по названию страны. Не по крови,
страна – Русь, язык – русский, и на Руси живут русские, почему и
прилагательное. Почему все нации обозначаются у нас существительным, а
русские прилагательным? Потому что русские – те, которые живут на Руси.
А по крови они были разные. Нужно бы как бы продолжить этот путь. С XVI
века у нас не Русь, а Россия, потому что она расширялась невероятно, и в
России живут – россияне. Этнически мы разные, у нас много этносов, а
нация одна, нация – россияне. Выход в том, чтобы создать общее
интегрирующее понятие – россиянин. И россияне – все. Все, кто созидает
свою страну, все, кто за нее стоит, все, кто за нее работает, все, чьи
предки ее защищали, те, кто говорит по-русски, те, кто граждане – это и
есть россияне. И тогда проблема патриотизма приобретает несколько другое
значение и смысл и решается.
М.КОЗЛОВ: Тысяча лет истории русской Церкви - это тысяча лет
связи с русским обществом и русским государством, и русскими
государствами, какие они были. Этот патриотизм прошел разные испытания,
в том числе и общеизвестное испытание советской властью, когда верующему
человеку не на официальном уровне, на внутреннем уровне, оставаться
патриотом было очень сложно. Трудно быть патриотом в обществе, которое
тебя гонит, и в государстве, которое декларирует принципиально иные
ценности. Но, тем не менее, здесь, если мы говорим о выработке
гражданского патриотизма, я пока не до конца понимаю, что это такое, и
какой набор ценностей мы должны вложить в объем этого понятия, что
должно входить в гражданский патриотизм. На мой взгляд, естественно,
никуда нам от этого не деться, что частью нормального патриотизма должно
стать приятие российским обществом того, что по факту, а не по
мессианскому предпочтению, это общество преимущественно связанное с
христианской культурой в ее православном понимании, в ее православной
реплике. И что без этого, исключая это или отводя этому нишу между
спортом и прогнозом погоды, полноценного гражданского патриотизма мы
никогда не создадим. И часть ущербности современной окологосударственной
идеологии, на мой взгляд, видится как раз в том, что религиозному
сознанию, при видимости позитивных откликов о нем, отводится роль
этнографического музея отчасти и инструментальной палки для конкретных
целей государства – будь то воспитание молодежи, будь то в армии, или
где бы то ни было еще. Мы можем взять некий набор христианских ценностей
и их приложить, на самом деле суть христианства отвергнув. А так не
получится. Вот то, о чем нужно очень отчетливо говорить. Нельзя взять
некоторый срез и его инструментально применять.
П.РОМАНОВ: Для начала, если исходить из самой старой, самой
примитивной формулы патриотизма, что это просто любовь к Родине, то,
понимаете, что-либо формулировать здесь, по-моему, просто бессмысленно,
если иметь в виду каждого конкретного человека, гражданина нашей страны.
Потому что любовь, штука такая, она бывает абсолютно иррациональной.
Если говорить о личностном, то здесь, по-моему, мы не найдем никакой
формулы, потому что и Родина-уродина, и все равно мы ее любим, как поют,
да? И влюбляются и в таких, и в сяких, и во всяких, и прощают, очень
многое прощают любимым, в том числе Родине, если брать ее как любимую.
Поэтому, если говорить о таком патриотизме, я бы его назвал, используя
вашу лексику, почвенным что ли патриотизмом, да? Ну, таким вот, который
идет от корней. Мне кажется, что такой патриотизм, несмотря ни на что –
несмотря на все ошибки, глупости, безобразия, похабщину, которая
проходила в годы так называемых реформ, такой патриотизм у большинства
населения все-таки сохранился. Иногда человек даже сам себе не готов
признаться в этом, но где-то в глубине души он все осознает, что ему
небезразлична судьба родины. И я тоже с людьми когда говорю, то очень
часто начинается с ругани, а кончается с огромной болью, а за этой
болью, естественно, стоит патриотизм, потому что так болеть за свою
страну может только настоящий патриот, человек, который любит свою
Родину, как мать.
И.ЧУБАЙС: Надо ли смотреть в будущее, надо искать ценности в
будущем? Вот мы так быстро бежим, так быстро движемся, что на самом деле
нам пора остановиться и искать ценности в прошлом, а не в будущем,
потому что мы их уже утратили и нам уже некуда бежать. Нужно искать в
прошлом ориентиры, иначе мы просто все разрушим. То есть, нужна вообще
фундаментальная переориентация исторического времени. Потому что
бесконечный бег вперед, он длится слишком долго. И он привел к полной
релятивизации всего.
А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Как либерал, я должен заметить, что если не
отвечать на вопрос с точки зрения будущего о настоящем, то и прошлое нам
не пригодится. Мы должны ответить, в каком будущем будут жить наши дети.
И как мы к этому будущему их готовим, и что мы можем в этом будущем для
них принять, а что мы должны отвергнуть ради них. Идеал не в прошлом.
Идеалы в вечном.
П.РОМАНОВ: Я думаю, что я легко соединю одной прямой линией
прошлое, настоящее и будущее, потому что, конечно же, Россия не один век
живет, и, слава богу, относится к числу тех стран, у которых есть
глубочайшие корни, и без этих корней, без учета этих корней, без учета
этих традиций строить сегодня и тем более завтра просто невозможно.
Поэтому я за то, чтобы ориентироваться, безусловно, и на прошлое.
С
другой стороны, я абсолютно согласен, что смотреть только в прошлое и
гордиться своим прошлым, и при этом проедать свое будущее – не годится,
так мы никуда не уйдем.
У
нас очень боятся вот этого последнего века, этих 70 советских лет, а я
бы не стал пугаться. В русской истории это – капля. Мы никак не можем
понять, что это… ну, шел-шел человек, свернул в сторону, потом вернулся
на свою тропу, опять в свою колею и пошел дальше.
Да, свернул в сторону, конечно, совсем не туда просто пошел, зашел в
дебри, вернулся на свою тропу, так сказать, которой шел, пошел дальше.
Просто близость этих лет добавляет остроты восприятия и тому подобное.
Поэтому думать нужно, действительно, и беря из прошлого и, конечно,
думая о настоящем, и заглядывая в будущее.
Хочу просто для вашего оптимизма обратить ваше внимание на одну простую
вещь. Вот как бы России плохо ни приходилось... У нас, почему-то, все
время, как бы вот и история, и политика всегда сосредотачивается на
каких-то полярных фигурах – либо декабристы, либо Николай I, либо это,
либо то. Два полюса. Почему-то только так. Во времена Николая сидел
Сперанский, который готовил судебную реформу, которую провел следующий
царь. Или был Киселев, который готовил и подготовил мостик практически к
раскрепощению крестьян. Он сидел и готовил все технические детали
раскрепощения крестьян, о которых даже не задумывались наши
замечательные революционеры, декабристы.
Так вот, уверяю вас, вот точно так же, как в те времена, которые
казались очень темными, мрачными для многих, сидят нормальные люди,
делают свою нормальную работу, и Россия не упадет, не разрушится на
клочки, все будет нормально.
|
|