|
Выводы
Как же сформировать патриотизм?
На наш взгляд, на
формирование патриотизма влияют:
§
Язык. «Язык вмещает в
себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь
духовный уклад и все творческие замыслы народа». В семье должен царить
культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие
обмены мнений должны протекать по-русски; должны проводиться беседы о
преимуществах родного языка — о его богатстве, благозвучии,
выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.
§
Поэзия. Как только
ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты
должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои
сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть,
пытается декламировать — искренно, прочувственно и осмысленно. Русский
народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в
прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт
одновременно — национальный пророк и национальный музыкант И русский
человек, с детства влюбившийся в русский стих, — никогда не
денационализируется.
§
История. Русский
ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин,
сын великого племени и в то же время сын великого русского народа,
имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие
страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету...
Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою
своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть
постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что
на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю,
чем история наших предков».
§
Армия. Армия есть
сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины;
воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности
и служения — вот чувство, которое должно быть передано ребенку его
национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех
своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно
сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена —
его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации,
чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и
профессионально на надлежащей высоте, — родина остается без обороны,
государство распадается и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку
иное понимание — значит содействовать этому распаду и
исчезновению.
§
Территория. Российский
ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей
страны, это национально-государственное наследие России... Он должен
почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и
трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что
она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский
человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее
богатства, ее климат, ее возможности, — так, как человек знает свое
тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает
и любит свою землю.
§
Хозяйство. Ребенок
должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда,
его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне
испытать, что труд не есть болезнь и что работа не есть рабство; что,
наоборот, труд есть источник здоровья и свободы.
§
Культура.
Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и
технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного
и планетарного масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена
наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и
Достоевского, Королева и Улановой.
|